Стремление быть привлекательным и нравиться окружающим присуще человеку с давних пор. И каких только канонов красоты не напридумывали люди за многовековую историю!
Они безжалостно оттягивали уши, сбривали брови, уменьшали размеры ног и груди, толстели и худели, но по-прежнему оставались недовольны собой. Наиболее распространенным средством по "увеличению" своей привлекательности во все времена была косметика. Само слово "косметика" произошло от греческого kosmetice и в буквальном смысле означает "искусство украшать".
Вообще косметика имеет очень длинную и интересную историю.
Раскрашивать себя чем попало люди начали еще в первобытный период. Во время празднеств, ритуальных церемоний и охоты они разрисовывали свое лицо и тело различными примитивными красителями: цветной глиной, мелками, охрой, древесным углем, соком трав и листьев.
Однако такого рода раскраска носила скорее защитные и ритуальные функции и чаще отпугивала, нежели была призвана приукрасить.
Декоративная косметика, носившая своей прямой обязанностью превратить "некрасивое" в "красивое", родилась в Египте около 5000 лет назад.
Египтяне умели изготавливать порошок, придающий коже матовый оттенок и скрывающий ее дефекты. Естественно такой рецепт хранили в глубочайшей тайне.
В повседневном макияже египтяне использовали довольно яркие краски, сегодня кажущиеся даже вызывающими.
Глаза покрывали черным порошком, подбровное пространство медным купоросом или мелко тертым малахитом. Для лица использовали белила. Порошки и мази, привезенные из Египта, ценились особенно.
Римская Империя ежегодно тратила на них до 100 миллионов сестерциев, приписывая им магические свойства.
Были у римлянок и свои рецепты: они белились, румянились винными дрожжами, чернили брови сажей, широко использовали растительные масла и животные жиры в качестве мазей.
Некоторые мази выполняли функции духов. Любимым ароматическим веществом Цезаря была мазь "Телиум", изготавливаемая из оливкового масла и цедры апельсинов особого сорта.
Древний Восток не отставал от Запада. В сказочной Индии с ее утонченными традициями и мужчины, и женщины подводили глаза сурьмой, брови - углем, киноварью - щеки, губы окрашивали в золотой цвет, зубы - в коричневый. Знак касты помещался на лбу сандалом или шафраном. Ногти на руках и ногах, как и пробор в волосах, окрашивали в красный или оранжевый цвета.
Луноликие изящные китаянки пользовались косметикой подчас без меры. Они густо белились, особому предмету гордости - дугообразным бровям - придавали зеленый оттенок, пудрились рисовым крахмалом, к румянам добавляли шафран, зубы - золотили. Поскольку все эти косметические средства были чрезвычайно дороги, ими могли пользоваться лишь немногие представительницы избранного сословия.
Простолюдинки пользовались "зеленой" косметикой: травами, листьями деревьев, ягодами.… И еще вопрос, кто оказывался в выигрыше, если учитывать состояние кожи. Это сегодня мы читаем на баночке с дорогущим кремом: гипоаллергенно.
Особое значение придавали косметике в эпоху Возрождения. Подкрашивание лица стало большим искусством. В цветах преобладали белый и красный.
В Киевской Руси женщины также не отказывали себе в расписывании лица, но пользовались растительными красками - сажей, углем, румянец наводили свеклой. Однако делали это крайне неумело и, по выражению Олеария, походили на "размалеванных кукол".
В 1661г. новгородский митрополит запретил пускать в церковь "набеленных" женщин.
В XVII в. появилась мода на пудру. Ее смешивали с яичным белком и в таком виде наносили на кожу: чем толще, тем лучше. Английская королева Елизавета I прорисовывала на слое пудры голубым кровеносные сосуды, чтобы придать коже полупрозрачный вид.
Чуть позднее в косметический набор вошли мушки. Поначалу имевшие практическое значение: скрыть бородавки и оспины, они стали неотъемлемой частью макияжа того времени.
В XVIII веке появились накладные брови. Их изготавливали из кусочков мышиных шкурок. Ну а поскольку столь "прекрасная" дама могла не на шутку пленить сердце даже отъявленного Казановы, Сенат во Франкфурте издал указ, который признавал брак недействительным, если мужчину заставляли вступить в брак обманом, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, накладные волосы, вставные зубы и тому подобное. Женщину в таком случае судили за колдовство.
В России XVII-го века с приходом европейских нарядов стали значительно шире использовать косметические средства. Пудра и румяна накладывались толстым слоем. На балах дамам по несколько раз за вечер приходилось поправлять грим, так как цинковые белила, очень модные в то время, подсыхая, отваливались кусками с лица.
С развитием человеческого общества косметика постоянно изменялась. Раньше не пользовались словом макияж. Сантиметровый слой белил говорил скорее о гриме.
Наряду с понятием "макияж" профессионалы используют сегодня понятие "make-up", что, в общем-то, одно и то же. Макияж это целое искусство. Грамотно подобранные цвета, форма, текстура могут выгодно подчеркнуть достоинства и скрыть естественные недостатки лица.
Глядя на сегодняшних подростков, а не редко и на средних лет дам, невольно вспоминаешь первобытный период… Толстый слой "штукатурки", глаза в стиле "а ля далматинец", невероятно тщательно пощипанные брови, создающие эффект их полного отсутствия… Может быть, такой макияж и подойдет для карнавала где-нибудь в Рио, но… Столь обильное использование косметики в повседневной жизни не просто неуместно, но зачастую вредно для кожи.